Партнёрам

Путешествуй с PATELLA!

В каждой пачке PATELLA CHIPS Вы найдете карточку путешественника с уникальными маршрутами по всей Беларуси. Карточка путешественника – это маленький путеводитель с указанием адресов и географических координат как популярных, так и малоизвестных исторических и архитектурных объектов Беларуси.

На этой странице Вы сможете найти на карте все объекты маршрутов, а также увидите фото и подробное описание каждого объекта.

Узнавайте Беларусь вместе с нами, путешествуйте с PATELLA CHIPS!

Подробнее о продукте
>

Маршрут 60

Минский сталинский ампир
Посмотреть все маршруты

Жилые дома: «ворота города» 1950-е гг.

Адрес: г. Минск, ул. Кирова, 4

Координаты: 53°53,525'N, 27°33,064'E

Ворота города - комплекс кварталов, расположенных напротив здания вокзала. Комплекс планировался как парадный въезд в город со стороны железнодорожного и автобусного вокзалов. Такое восприятие усиливается двумя одиннадцатиэтажными башнями по углам пятиэтажных жилых домов, размещенных симметрично. ”Башни-близнецы” построены в стиле сталинского классицизма по проекту ленинградского архитектора Б. Рубаненко.

На верхних ярусах размещены скульптуры крестьян, рабочих, красноармейцев. На одной из башен самые большие в Беларуси часы (диаметр более 3,5 м). Часы были созданы более ста лет назад в Германии и в Беларусь попали в качестве военного трофея после Великой Отечественной войны.

Здание главпочтамта 1953 г.

Адрес: г. Минск, пр. Независимости, 10

Координаты: 53°53,787'N, 27°33,090'E

Главпочтамт в Минске — центральное почтовое предприятие города, проектирование которого началась в 1947 году. Оно организует почтовую связь на территории города, руководит узлами связи и почтовыми отделениями связи.

Главпочтамт называют заглавной буквой центрального проспекта Минска. Он одним из первых вырос над обломками разрушенного после Великой Отечественной войны города. Гостиница «Минск» и здание Мингорисполкома, которые появились позже, строились с учетом высоты Главпочтамта и не могли быть выше его. Впрочем, вся застройка проспекта не должна была превышать высоты пятиэтажного дома.

Проектирование Главпочтамта началось в 1947 году. Эту поистине царскую работу поручили Королю Владимиру Адамовичу — заместителю начальника управления по делам архитектуры при Совете министров БССР. К слову, сразу после окончания строительства Главпочтамта в 1955 году он возглавил Госкомитет Совета Министров БССР по делам строительства. К работе подключили также молодого выпускника московского архитектурного института Абрама Духана — одного из учеников Михаила Павловича Парусникова, прибывавшего в статусе магистрального зодчего Минска.

Это была первая работа Абрама Духана. Он вложил в проектирование Главпочтамта весь свой профессиональный дар. Ну а Владимир Король, как считалось, вносил незначительные правки в чертежи проектировщика. Слухи о странном распределении обязанностей, где основная работа легла на плечи помощника, быстро разлетелись по всему городу. Впрочем, современные архитекторы и историки полностью признают авторство Короля, считая Духана слишком молодым для такой ответственной работы.

Здание Главпочтамта смело можно назвать произведением ручной работы — оно строилось без кранов и спецтехники, только усилиями рабочих, которые потели на стройке даже в 20-градусный мороз. Итог — здание до сих пор как новенькое, при том, что не пережило ни одного капитального ремонта фасадов.

Главпочтамт строили четыре года — с 1949 по 1953 на средства Министерства связи СССР. Поэтому совершенно справедливо, что на Главном белорусском отделении почты Герб Советского Союза.

Здание КГБ 1947 г.

Адрес: г. Минск, пр. Независимости, 17

Координаты: 53°53,94'N, 27°33,30'E

Здание Министерства госбезопасности БССР начали возводить весной 1945 года. На объект легла творческая ответственность — задавать тон в будущей архитектуре нынешнего проспекта Независимости, тогда — улицы Советской и проспекта Сталина.

Магистральному архитектору, руководителю авторского коллектива проекта резиденции чекистов Михаилу Парусникову в наследство досталась часть уцелевшего дореволюционного здания — земледельческого общества взаимного страхования. Зодчему предстояло грамотно вписать исторический объект работы знаменитого мастера Генриха Гая в новое здание и новый архитектурный стиль — неоклассицизм, или «сталинский ампир». Так часто называют советскую архитектуру конца 1940-х-начала 50-х годов.

Несмотря на то что авторский коллектив состоял из профессионалов высочайшего класса (Михаил Парусников, Геннадий Баданов, Лев Рыминский), ни один кирпич не ложился в стену без согласования Лаврентия Цанавы, министра госбезопасности БССР, который в то время обладал неограниченной властью. Впрочем, в вопросы строительства Лаврентий Фомич вмешивался небезосновательно — до того, как начать строить подчиненных, он строил дома.

Здание было запроектировано в четыре этажа, с подвалом, который из-за падения рельефа на улице Комсомольской плавно переходил в цокольный этаж. Нижнюю часть здания облицевали кованым гранитом. Основные стены корпуса — пилястры и колоны — отделали штукатуркой с мраморной крошкой.

Интересная история связана с башней над правым крылом здания КГБ. По одной из башенка не планировалось вовсе, однако была построена как каприз Лаврения Цанавы для его личного кабинета.

Строительство Министерства государственной безопасности завершилось 1 декабря 1947 года. Тогда же в начале бульвара на улице Комсомольской появился бюст Феликса Держинского.

Здание ГУМа 1951 г.

Адрес: г. Минск, пр. Независимости, 21

Координаты: 53°54,05'N, 27°33,51'E

Первый государственный универсальный магазин в БССР – ГУМ, открылся в городе Минске 28 мая 1934 года в монументальном здании бывшего Польского банка на углу Советской и Комсомольской улиц.

После Великой Отечественной войны ГУМ в свое прежнее здание не вернулся, поскольку улица Советская была почти полностью разрушена и ее решили спланировать заново.

Решение о строительстве нового универсального магазина было принято 26 июля 1945 года в Кремле зампредом Совнаркома СССР Анастасом Микояном. Универмаг стал первым объектом вновь создаваемого архитектурного центра г. Минска. Ведущим автором проекта явился архитектор Роман Михайлович Гегарт.

5 ноября 1951 года универмаг открыл свои двери для покупателей, гостей, жителей города и республики. ГУМ — одна из достопримечательностей Минска. Сегодня здание универмага является памятником архитектуры и градостроительства ХХ века.

Здание Дворца Культуры Профсоюзов 1956 г.

Адрес: г. Минск, пр. Независимости, 25

Координаты: 53°54,194'N, 27°33,779'E

Торжественное открытие Дворца культуры профсоюзов в Минске состоялось 3 июля 1956 года. Как напоминает корреспондент агентства «Минск-Новости», строительство здания по проекту архитектора В. Ершова началось в 1949 году. Здание дворца было возведено в стиле сталинского ампира. В основу композиции положена древнеримская система построения храма, насыщенная декоративной пластикой и скульптурой.

Монумент Победы 1954 г.

Адрес: г. Минск, пл. Победы

Координаты: 53°54,52'N, 27°34,50'E

Монумент Победы был открыт в канун 10-летней годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в мае 1954 года. Архитекторами, проектировавшими монумент были В.А. Король и Г.В. Заборский.

Памятник выполнен из серого гранита в форме 38-метрового обелиска, украшенного поясками белорусского орнамента и установленного на высоком постаменте. Обелиск венчает трехметровый орден Победы, выполненный из бронзы и многоцветной смальты.

У подножия памятника 3 июля 1961 года, в день 17- годовщины города Минска, почетный гражданин города Минска, Герой Советского союза генерал-полковник А.С. Бурдейный зажег вечный огонь.

Главным скульптурным украшением обелиска являются четыре монументальных горельефа, отображающих события Великой Отечественной войны: «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны», «Слава погибшим героям», «Партизаны Беларуси», «9 мая 1945 года».

В 1984-м, в связи с вводом в действие первой очереди Минского метрополитена, площадь по проекту архитекторов Б. Ларченко, Б. Школьникова и К. Вязгина перепланировали. Из Круглой она стала овальной, рядом с памятником установили гранитные блоки с надписями, посвященными городам-героям. Под площадью была построена кольцевая галерея, которая переходит в мемориальный зал, посвященный памяти погибшим героям.

Все карточки путешественника