Партнёрам

Путешествуй с PATELLA!

В каждой пачке PATELLA CHIPS Вы найдете карточку путешественника с уникальными маршрутами по всей Беларуси. Карточка путешественника – это маленький путеводитель с указанием адресов и географических координат как популярных, так и малоизвестных исторических и архитектурных объектов Беларуси.

На этой странице Вы сможете найти на карте все объекты маршрутов, а также увидите фото и подробное описание каждого объекта.

Узнавайте Беларусь вместе с нами, путешествуйте с PATELLA CHIPS!

Подробнее о продукте
>

Маршрут 18

По окрестностям Баранович
Посмотреть все маршруты

Костел Троицкий 1472 г.

Адрес: Барановичский р-н, д. Ишкольдь

Координаты: 53°20,098'N, 26°21,901'E

Троицкий костёл в Ишкольди - уникальный памятник архитектуры поздней готики, один из древнейших сохранившихся храмов на Беларуси, самый старый из неперестроенных костелов на территории нашей страны. Первое летописное упоминание о нем относится к 1472 году. По одной из версий костел построил Николай Немирович в благодарность за рождение сына - долгожданного наследника. Изначально, это был католический храм, позже – во времена Николая Радзивилла Чёрного – кальвинский сбор, затем опять костёл. После подавления восстания под руководством Кастуся Калиновского в 1863 году костел стал православным и оставался церковью до 1918 года, а после этого снова стал костелом.

Размеры католического храма невелики: в плане он представляет собой прямоугольник размером 14,5х10 метров. В завершении храма расположена пятистенная апсида, площадь которой несколько меньше, чем площадь основной части костела.

Стены костела, построенного в готическом стиле, выполнены из кирпича. Их нижняя часть украшена своеобразным орнаментом, который получился в результате особой кладки из темного кирпича-железняка. Элементы готической архитектуры храма можно встретить в сводах, которые выполнены в виде звезд и крестов с нервюрами, наружных контрфорсах, убранстве главного фасада, высокой крыше храма, стрельчатых окнах и многих других элементах. Храм внешне похож на монументальный памятник. Несколько ослабляют это впечатление мягкие криволинейные очертания контрфорсов.

Основной прямоугольный объём храма накрыт 2-скатной крышей. Главный фасад завершён фигурным шпицем и декорирован арочными нишами. Апсида пятигранная, к ней примыкает 2-этажная сакристия и башня. Стены укреплены ступенчатыми контрфорсами. Двери главного входа дубовые, украшены коваными узорчатыми решётками. Рядом с храмом сохранились остатки оборонительных сооружений. Костёл в Ишкольди – один из самых удивительных храмов на Беларуси, прежде всего, потому, что он как был построен в стиле поздней готики, так и не был ни разу серьёзно разрушен или перестроен. Этот храм – не та готика, которая восхищает своим изяществом и устремлённостью ввысь в Гервятах или Видзах. Эта готика – настоящая, белорусская, основательная и предназначенная для защиты святыни. Готика костёла в Ишкольди – готика оборонительного сооружения, готового принять бой и выстоять перед любым натиском.

Из-за того что здание несколько раз древний интерьер костела не сохранился до наших дней. Тем не менее, внутри храма все равно можно увидеть некоторые любопытные элементы декора. Одним из них является витраж, история которого связана с советским периодом. На витраже из цветных стеклышек выложено изображение автомобиля. По рассказам местных жителей именно на такой машине в 1950-х годах приехали чекситы, намеревавшиеся закрыть костел. Однако верующие встали на защиту храма и упросили их не трогать святыню. Так костел продолжил действовать. В память об этом случае и выложили композицию на витраже.

Дворец Радзивиллов конец XVIII в.

Адрес: Барановичский р-н, д. Полонечка

Координаты: 53°20,658'N, 26°15,499'E

Полонечковский дворцово-парковый ансамбль - памятник архитектуры классицизма конца XVIII – начала XIX в. Важный культурно-просветительский центр на белорусских землях того времени. Место хранения богатейшей библиотеки, архива, нумизматической коллекции.

Строительство дворца в Полонечке началось во второй половине XVIII века по приказу Матея Радзивилла – известного композитора и драматурга, автора оперы «Агатка, или Приезд пана». Строили дворец по примеру виллы Тривулзино на озере Кома, которая находится недалеко от итальянского города Беладжио.

Во внешнем оформлении дворца в Полонечке были использованы так называемые гермы – четырехгранные колонны, завершенные скульптурным изображением головы древнегреческого героя или философа. Эти колонны выделяют дворец среди прочих архитектурных памятников Беларуси и делают его уникальным – больше нигде на наших землях вы не найдете ничего подобного.

При Матее Радзивилле Полонечка переживает свой первый расцвет. Эта небольшая деревенька становится крупным культурным центром, который часто посещают именитые гости. Так, например, в 1777 году в Полонечке побывал известный русский писатель Д.Фонвизин, который оставил по этому случаю следующую запись в дневнике: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечко к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие».

Во время разделов Речи Посполитой Матей Радзивилл, как истинный патриот своей родины, передал все свое недвижимое имущество в собственность армии Великого княжества Литовского. После того как белорусские земли окончательно отошли к России, владелец Полонечки переехал в прусскую часть Польши, где и умер в 1800 году. Согласно завещанию, наследником дворца стал его сын Константин, при котором Полонечка пережила свое второе рождение.

По приказу Константина дворец был перестроен в стиле ампир. Во внутренней отделке были использованы зеркальные покрытия стен, чтобы создать ощущение бескрайности пространства. Интерьеры украшали бесценные произведения искусства – тут хранилась часть родовой картинной галереи Радзивиллов, а также нумизматическая коллекция и богатая библиотека.

Дворец окружал парк, который делился на регулярный (французский) и пейзажный (английский). Особенностью первой части парка были оригинально подстриженные деревья и кустарники. «Английская» же часть состояла из четырех террас, которые спускались к берегу реки. Перед дворцом были установлены солнечные часы, а центральная аллея вела к деревянной часовне-усыпальнице.

И вновь Полонечка гостеприимно распахнула свои двери перед известными политическими и культурными деятелями того времени, а сам хозяин усадьбы увлекся научно-исследовательской деятельностью. Его «Статистический очерк Новогрудского уезда» и «Этнографические сведения о жителях Новогрудского уезда» и сегодня представляют интерес для ученых.

После смерти Контантина в 1869 году его сын Матей, унаследовавший имение в Полонечке, не пожелал переезжать в отцовский дом: он перевез все ценности из резиденции в Полонечке в свою усадьбу Загже под Варшавой. И только в конце XIX века Радзивиллы вновь вернулись в Полонечку. Дедовское имение пришлось по сердцу внуку Константина Радзивилла – Альберту Станиславу, который и жил тут до начала Первой мировой войны. По его приказу были изменены внутренние интерьеры дворца, пристроен зимний сад в неоготическом стиле. Также была достроена широкая парадная лестница, которая придала дворцу еще более величественный вид.

В 1919 году Альберт Станислав эмигрировал в Америку, и хозяином дворца в Полонечке стал его племянник Владислав, который жил здесь вплоть до 1939 года. Во времена Второй мировой войны дворец в Полонечке сильно пострадал, но, как ни странно, был восстановлен. В его стенах разместилась школа-интернат. Была полностью изменена планировка: окна в галерее заложили кирпичом, оранжерею разобрали, убрали герб Радзивиллов с главного фасада. Частично был застроен парк. В 90-е годы из-за долгого отсутствия капитального ремонта в здании провалилась крыша. Школу-интернат перевели в другое место, а дворец оказался заброшенным.

На сегодняшний день сохранилась основная коробка здания дворца, некоторые элементы наружного декора. Чудом уцелели шесть герм, которые изначально делали дворец уникальным.

Костел Св.Юрия 1751,1897 гг.

Адрес: Барановичский р-н, д. Полонечка

Координаты: 53°20,798'N, 26°15,384'E

Неподалеку от дворца в Полонечке возвышается Юрьевский костел, который построен по проекту архитектора Войцеховского 1899 г. Фундатором костела был тогдашний владелец Полонечка Альберт Радзивилл, который получил на это разрешение у императора.

Храм был задуман как образец неоготики, хотя выбранный для этого материал – дерево – вовсе не соответствовал этому стилю. Готика, особенно белорусская, – это стиль, прежде всего, оборонительный, стремительно-оборонительный.

Костел прямоугольный с 2 башнями на главном фасаде. Декорирован накладными деталями. Четырехгранные башни с геометрическими накладными деталями, высокие шатровые крыши, стрельчатые окна придают этому архитектурному памятнику неоготические черты.

В костеле находится орган, изготовленный в Вильне в 1897 г и резной деревянный алтарь с семью иконами XVIII и XIX веков. В алтарной части находится родовая усыпальница Радзивиллов, последних владельцев имения. Об этом сообщают нам две чугунные мемориальные доски с подтверждающими надписями. Ещё одной реликвией храма и поныне верхняя литургическая одежда ксендза, сшитая из слуцкого пояса.

Ледовня из усадьбы Чечотов XIX в.

Адрес: Барановичский р-н, д. Задвея

Координаты: 53°19,102'N, 26°16,629'E

Бывшая усадьба занимает холмистую террасу ручья Двейка, который является притоком реки Уша. Одноэтажный, деревянный усадебный дом был построен шляхтичем Мережковским в конце XVIII века в живописном месте с видом на ручей.

Недалеко от парадного двора располагались и хозяйственный постройки. Тут стоит длинное, сорокаметровое здание конюшни. На окраине парка в середине XIX века было построено и оригинальное здание ледовни. Строение внешне напоминает каплицу и было построено в неоготическом стиле. Стены здания сложены из красного кирпича с толстым слоем известкового раствора и имею толщину более 60 см. Три стены здания декорированы идентично имеют по одному круглому окну и по двум проемам в виде трилистников. В фасадной стене над готическим стрельчатым проемом находится полукруглое окошко. Высота здания составляет около десяти метров.

Ледовня являлась прототипом современного холодильника. Под землей выкапывался погреб, в котором всегда было холодно, и продукты долго не портились. По воспоминаниям местных жителей, последние владельцы усадьбы Регульские приказывали зимой вырезать в речке огромные кубы льда и опускали его в ледовню, обкладывая им железные ящики с припасами и сырами. Сверху лед засыпался опилками. Такой лед не таял все лето.

Также по рассказам местных жителей недалеко от этой ледовни была еще одна, практически не выступавшая над землей. Вскоре после прихода советской власти в деревню приехали солдаты и разрушили эту ледовню, как говорят, в поисках клада.

В советское время ледовню приспособили в склад удобрений, а в течение последних двадцати лет она находится в запустении. Ледовня стоит без крыши, пол провален, и каждый может заглянуть в погреб.

Церковь Троицкая 1768 г.

Адрес: Барановичский р-н, д. Вольно

Координаты: 53°17,767'N, 26°13,99'E

В письменных источниках это место впервые упоминается как село Волное в середине XVI века. В середине XVII века в д. Вольно был возведен монастырь базилиан. На его территории был открыт госпиталь для пожилых людей, и школа для детей шляхтичей Каминских, где их учили не только чтению и письму, но и основам философии. Село Вольно 150 лет принадлежало Каминским.

Во второй половине XVIII века Вольно у Каминских купили шляхтичи Домысловские. По приказу Михаила Домысловского старый деревянный униатский монастырь снесли, а на его месте в 1768 году построили новую церковь, которая была освещена в честь Святой Троицы. При базилианском монастыре существовала школа, в которой учился искусствовед, архитектор и скульптор Рафал Слизень.

Вольно славится своим уникальным храмом, Свято-Троицкой церковью (раньше – униатской, сейчас – православной). Троицкая церковь (1768г.) – памятник архитектуры ”виленского борокко”. Это один из немногочисленных сохраненных памятников архитектуры ”виленского барокко”. К барочной эстетике подобает рельефное налепное панно из милитаристской атрибутики в стиле рококо, которое украшает фасад церкви. Построена из кирпича как церковь базилиан. Представляет собой трехнефную двухбашенную базилику. С 1895 года переосвещена в православную церковь, здесь находится икона 18 века ”Святой Николай”.

Белую фигуру храма видно издали в темно-зеленой сени старого парка при усадьбе Слизнев. На жалость, от бывшего поместья сохранился только этот парк.

Все карточки путешественника